2015 год
Отчет о работе
Развитие коммуникативной компетенции в рамках участия в Международных проектах .
____________________________________________________________________________________________
Ключевые
слова:
1.взаимодействие 2.Сотрудничество 3. самостоятельность
Проект, проектная методика, проектная деятельность, цифровые образовательные ресурсы, учебное видео, интерактиные словарные карточки , Международный языковой лагерь, немецкий язык как второй.
_________________________________________________________________________________________
Аннотация
В
статье представлен опыт
учителя
немецкого языка Тереньтьевой Светланы Викторовны ( немецкий как второй язык)
в
организации и участии в международной
проектной деятельности
в языковом центре Германии.
Автор
приводит примеры из практики и указывает на ссылки созданных цифровых образовательных
ресурсов.
Учителя часто становятся первым звеном, связывающим молодых людей
с другими культурами. Они играют роль не только послов языка, но и послов
культуры. Именно преподаватели учат межкультурной коммуникации и формируют наше
представление друг о друге.
Как известно, основной целью изучения немецкого языка является
развитие иноязычной коммуникативной компетенции, в которую входят речевая, языковая,
социокультурная ,компенсаторная ,учебно-познавательная.
Как можно при 2-х часах в неделю успешно достичь
этой цели ?
Как можно выполнить эту задачу, если количество часов в неделю
составляет всего 2 урока в неделю, т.к. немецкий изучается школьниками как второй
иностранный , а количество часов за весь период обучения всего 340, из расчёта на языковой уровень: А1- 180часов ; А2-180 часов ?
Как сделать
так, чтобы, изучая в школе иностранный
язык, учащиеся воспринимали его как
способ познания мира ,самореализации и саморазвития?
Каким образом создать условия для
практико-ориентированной деятельности, способствующей решению актуальных , личностно-значимых
задач учащихся при помощи иностранного языка ? Эти
задачи, на мной взгляд, можно решить в первую очередь с помощью такого метода, как МЕТОД
ПРОЕКТОВ, который особенно актуален, благодаря его практической
направленности .
«Скажи мне — и я забуду,
покажи
мне — и я запомню,
дай мне сделать — и я пойму».
Эта фраза знаменитого
Конфуция как нельзя лучше объясняет всю суть
деятельностного подхода к изучению
иностранных языков, в частности немецкого.
Именно такой подход и способен осуществить прежде всего метод проектов Метод проектов
один из эффективных способов получения образования в его современном понимании и формирования
ключевых компетенций учащихся.
Оценив неоспоримую ценность этого метода, я приняла решение в 2008 году
ежегодно возить группы своих учащихся в Международный языковый лагерь"КИЦ"
города Гюнтерсберге в Германии с целью участия
на курсах в Международных проектах.
Этот Международный Детский Центр развития
и отдыха
находится в федеральной земле Саксония - Ангальт.
За последние пять лет мои
ученики приняли активное участие в разнообразных формах проектной деятельности,
успешно проводимой руководителями курсов по немецкому языку.
Это Надя Блуст (
преподаватель немецкого частной школы в городе Страсбург, руководитель
междунаодного сообщества DaF Lehrer Online, Франция) и Барбара Гфаль ( директор языковой
школы Хиос, Греция ) .
Темами проектов были следующие :
"Развитие
речевой деятельности через игру и театр ,"
"
Создание учебных видеофильмов с помощью
цифровых образовательных
ресурсов,"
«Развитие речевых умений по теме "Ориентация по
городу"» ,
«Cоздание
цифровых образовательных ресурсов», на примере «Quizlet»
Или Создание
Flash-карточек в режиме онлайн.
Песни, интервью, опросы, ориентировка по незнакомой местности, изучение скороговорок,
встречи с немецкими детьми с целью общения на немецком языке и установления
дружественных связей - все это является важным дополнением к способам развития коммуникативной компетенции.
Планируя свои занятия,
руководители курсов обращают особое внимание на создание определённых условий для
практической деятельности ребят .
Так на уроке с
коммуникативной направленностью, посвящённом
стране изучаемого языка, школьники, разбившись на группы, создают небольшие проекты , в которых они оформляют
на листах ватмана свое представление о Германии и потом презентуют его по
очереди на немецком языке.
На языковых курсах очень важен также свободный порядок рассаживания курсантов
и их неформальное общение как друг с
другом, так и с носителями языка.
Каждый раз занятия проводятся в разных местах с элементами всевозможных интерактивных
игр.
Так
, готовясь к посещению немецких городов с целью применения полученных знаний в
реальной жизни на практике, талантливые педагоги
Надя Блуст
из Греции проводят на курсах коммуникативные
уроки, во время которых организовывают интерактивные игры с карточками.
Каждый урок в нашем языковом центре строится на коммуникативной
основе и проектной основе.
В каждом уроке и на каждом занятии
включаются игровые элементы и для проведения диалогов.
Например ,перед тем как идти в магазин мы в игровой форме изучаем
продукты ,как будто ходим по магазину, пусть в игровой форме. Спрашиваем о
ценах, просим показать, чтобы потом все превратилось в настоящее, когда мы
попадаем в супермаркет.
С помощью
таких карточек можно изучать лексику и апробировать диалоги, например « Покупка
в магазине» , «В кафе» и т.п. На таких
уроках очень важно движение, ролевые игры. Ребятa по очереди исполняют роли продавцов и покупателей, официантов и
посетителей кафе и супермаркетов .
Повседневная
, разговорная немецкая речь –Umgangsprache- отрабатывается на таких занятиях достаточно тщательно.
Особое
внимание при этом уделяется таким сторонам коммуникативной компетенции как
речевая , языковая и компенсаторная .
Большую
роль играют также заучивание наизусть
скороговорок и практика в употреблении реплик разного характера в жизненных
ситуациях.
В этом случае ребята работают в кругу на природе, на
свежем воздухе и обмениваются информацией , ускоряя темп речи , доводя его до реальной скорости.
После
подобных занятий , в результате такой
кропотливой работы с повседневной лексикой , участники курсов чувствуют
себя в немецких городах гораздо увереннее и не боятся вступать в контакт с
носителями языка. Эта
свобода передвижения по городам Германии особенно пригодилась участникАм Международного проекта 2010 года, названного « Ориентация по городу», который
оказался настолько полюбившимся
проектом у всех последующих групп, что организаторам курсов пришлось ежегодно включать в программу этот
интереснейший интерактивный урок -ориентация
по городу.
Для этого учителя языкового лагеря Надя Блуст и Барбара Гфаль собирают
и обрабатывают информацию по какому-либо городу, который мы должны
посетить, и ребята разбиваются на группы и получают задания.
Они
должны найти определённые улицы или объекты, задать вопросы носителям языка о нахождении этих
мест и заполнить при этом интерактивные листы. Только те, кто выполнит все задания и заполнит эти листы, считаются выполнившими
задачу. Как правило, все участники
проекта успешно справляются с этой
задачей.
Когда
проводятся занятия, связанные с проектом «Ориентация по крупным
городам»
,таким ,как например, Дрезден, Магдебург
или Берлин, все группы снабжаются картами города
со своими маршрутами.
Ребята, каждый
по очереди обязательно должен задать
наибольшее количество вопросов прохожим.
Как пройти
до того или иного места?
Кто-то
из группы непременно снимает на видео процесс мини –диалога, а, найдя указанные учителем на карте необходимые объекты или улицы , вся группа
должна сфотографироваться у этих мест.
Вот
такой фильм сняли ребята и их учитель Барбара Гфаль на тему « Ориентация по
городу»
В
результате самостоятельного 2-х часового путешествия по своим маршрутам, все группы собираются в
одном и том же месте, а позднее идёт демонстрация фото-и видеоматериалов с целью определения победителей проекта.
Большое
значение имеют при подведении итогов работы в проекте не только манера и культура общения ребят с носителями языка , но
также и грамматические умения школьников во время коммуникации .
Для этой цели учителя языкового лагеря разрабатывают специальные коммуникативные
уроки с интерактивными карточками, во время которых в игровой форме предъявляются, активизируются
и систематизируются сложные грамматические структуры , образование
глагольных форм.
Ребята
вместе с сопровождающими их педагогами с огромным удовольствием двигаются , прыгают,закрепляя
3 основные формы глагола или играя в «живое предложение» разных типов …
Интервью и опросы также являются составной частью нашей проектной деятельности и
коммуникативного урока.
Общения
такого типа выводятся в основном за пределы школьного помещения и эта часть названа
просто: «Опросы.
Интервью. Визитная карточка. (2010год) ».
Ребята
задают друг другу по одному вопросу с
помощью интерактивных карточек, собирая таким образом информацию друг о друге .
Через 15
минут все возвращаются в класс и сообщают о полученных результатах: говоря по одному предложению –ответу из интервью о ком-нибудь создаётся его визитная карточка.
Таким
образом, коллективно создаётся визитная карточка каждого.
Учащимся дается также задание -собрать
информацию с помощью интервью у работников
международного лагеря и они отправляются по своим заданиям , предусматривающим
не только 5-6 вопросов , с учётом приветствия обращения ,и благодарности за
интервью, но и фото –видео материалы.
Через
50 минут, собравшись вместе, все
знакомятся с работниками лагеря на экране с помощью взятых у них интервью и фото-видео
демонстраций.
С
помощью этих материалов каждый курсант оформляет устную визитную карточку
сотрудников языкового лагеря, пробуя себя, таким образом, в роли журналиста.
Такая игра может
называться «Репортёр», когда каждый из учащихся выполняет задание о сборе информации или «Журналист», когда участники проекта обрабатывают полученную информацию
и создают визитные карточки опрошенных.
Конечно,
такая работа требует подготовки и для этого учителя проводят предварительно
пробные уроки как правильно брать интервью.
В таком режиме проходят на курсах все коммуникативные уроки, во время которых развиваются
иноязычные коммуникативные компетенции, в частности компенсаторная и речевая.
Пример такого интервью можно увидеть в
этом фильме:
«Что касается социокультурной и
учебно-познавательной компетенций,
то именно эти задачи успешно решаются в большей мере в проекте , имеющем название « Создание учебных видеофильмов. ( 2013год)» .
Этот проект проходит с
огромным интересом как со стороны участников курсов, так и со стороны педагогов.
Каждый
из участников проекта выбирает интересующую его тему, правда , касающуюся именно страны
изучаемого языка, в частности Германии, чтобы можно было одновременно решать
сразу 2 задачи, такие как учебно –познавательную: технология
создания самих видеофильмов и межкультурную: знакомство
с мало неизвестными местами немецких городов, великими людьми Германии,
достопримечательностями этой страны, а также традициями и обычаями немецкого
народа .
К
подобным темам можно отнести также сам и малоизвестный город Гюнтерсберге с Международным Детским Центром Развития и
Отдыха «КИЦ» , где и организована работа Международного языкового лагеря,
а также деятельность самого этого лагеря и конкретно проведение курсов по немецкому языку.
Необходимым
условием участия в данном проекте
является прежде всего наличие у каждого участника своих электронных приборов ( IPad , планшет , ноутбук или смартфон).
Это
условие всегда всеми соблюдается.
Здесь ,в
языковом лагере, на занятиях с помощью преподавателя мы изучаем различные программы, которые можно
использовать для создания фильмов.
Мне тоже
удалось создать свой учебный фильм, в котором я рассказываю о создании учебных
фильмов. Учащиеся создали очень интересные видеофильмы .
Например
,замечательный фильм о Саксонской Швейцарии,
которая находится недалеко от Дрездена.
Этот красочный фильм, созданный Михаилом Сисевым ( 10 класс) в программе Аймови признан лучшим при подведении итогов работы
над проектом в целом .
Удостоен
также огромным вниманием и фильм Дмитрия Кийко(10кл) под названием « Прогулка по городу Кведлинбург»,
занявший 2 место среди 11-ти представленных на конкурс фильмов .
В своём короткометражном
фильме Дима сумел рассказать и показать старейший и красивейший город средневековой Германии
, который занесён в книгу Гинесса . Третье место
принадлежит Бураковой Полине(8 кл) , создавшей
видеофильм «Путешествие по
Гарцу»,которая снимала не только красочные пейзажи гор Гарца , но и
всевозможные аттракционы в парке развлечений на горе ведьм , в которых приняли
активное участие все участники проекта.
Оценивая творческие работы учащихся и
педагогов-видеофильмы, ведущие курсы учителя обращают особое внимание не только
на качество и фильма, но и на решение определённых задач и правил по созданию
видеофильмов , о которых шла речь на курсах.
Наибольший интерес у
учащихся вызвал новый проект ,проводимый в лагере летом 2014 года. Мы приняли участие в необычном для всех нас нас проекте «Создание ЦОР. Создание
флэш карточек в режиме онлайн с помощью программы Квицлет» .
У каждого школьника была своя тема и в течении 2 недель он должен
был внести в компьютер лексику и записать аудио. На слайде вы видете как наша
ученица работает и опробирует сделанные ею карточки. Они находятcя
в Quizlet.
И вы видете разные темы, которые были выбраны ребятами. Задачей
нашей было создание таких карточек. которые и потом могут быть использованы на
уроках: такие темы как
всегда являются нужными на уроках. Создав такие карточки, можно изучать слова на разных мобильных
устройствах: Айфоне или Айпаде.
Можно распечатать или сделать настоящие карточки.
Суть
программы Квицлет состоял в следующем :
Ещё за 2 недели до начала занятий, были
созданы папки для каждого из участников в Microsoft в режиме онлайн, и каждый учащийся должен был собрать по одной
из выбранных тем школьной программы лексику для изготовления интерактивных
карточек и пополнения словарного запаса.
Необходимая
лексика собиралась ребятами заранее с помощью учебных пособий, а также
дополнительных источников. Очень важно было создать также визуальный ряд для этих карточек и аудио-сопровождение , желательно
записав голоса носителей языка.
Для
этого мы приглашали немецкоязычных школьников озвучить эти интерактивные
карточки.
Зачем
же нужны эти карточки, для создания которых необходимо столько времени и
изобретательности ?
Потому
что именно они, эти карточки создают программу, содержащую 6 видов игровых
упражнений, направленных на закрепление и активизацию этой тематической лексики.
Среди
этих увлекательных видов игр есть и контрольный тест, позволяющий учащимся
самостоятельно проверить полученные лексические
знания и умения .
Например
вот этот тест, находится по адрему в Интернет
Таким образом , затратив поначалу много времени на создание интерактивных
лексических карточек, позже мы
компенсируем его благодаря программе КВИЦЛЕТ, с помощью которой можно за
короткое время выучить много лексических единиц!
И самое
главное состоит в том , что данные
интерактивные карточки можно использовать в процессе урока, а также в режиме
обучения онлайн, находясь либо в кафе, или в автобусе и изучать эти слова с
помощью смартфон, айфона, планшета ,айпада и других мобильных устройств, имеющих выход в Интернет.
Каждый
год или удачно завершенные проекты- это большой успех, и вручение сертификатов
для учащихся -это большой стимул для их развития и дальнейшего изучения
иностранных языков .
Что
касается моих учащихся, они всегда с огромным желанием и удовольствием участвуют в этих проектах ,о
чём свидетельствуют результаты в их
сертификатах (в итоге менее 80 баллов обычно никто из них не получает в
то время как сертификаты со 100% -ным качеством полученных знаний для нас не
редкость ).
Участие в проектной деятельности моих учеников, а также
и для меня как руководителя группы, в языковом центре оказало огровное влияние на РАЗВИТИЕ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ по нем. языку, ибо
по возвращению домой с курсов именно эти ученики успешно принимают
активное участие в различных всероссийских конкурах по немецкому языку,
в предметных олимпиадах, хотя изучают нем. яз.
как второй иностранный и кол-во получаемых часов по программе у них в 2 -3 раза меньше, чем у тех кто учит нем.яз.
как основной с 5-го или со 2 –го класса.
Кроме того ,
именно эти ученики, участники этих языковых курсов, являются моими первыми
помощниками в классе, в плане проведения фрагментов интерактивных уроков с применением онлайн-сервисов с целью развития у
учащихся коммуникативной компетенции по немецкому языку .
Результатом моего личного участия во всех этих в Международных проектах –курсах
повышения квалификации является применение
на практике полученных мною
знаний во всех классах с целью создания
и применения на уроках современных
цифровых образовательных ресурсов для развития у учащихся коммуникативной
компетенции .
1.Благодря
последнему Межународному проекту«Создание ЦОР:
Flash-карточек
в режиме онлайн с помощью
программы Quizlet», я создала в этом учебном году в помощь школьникам всех классов:
а) учебный блог (сайт ) «UROKNEMEZKOGO, в котором размещаются дополнительные материалы к урокам ;
б)Интерактивные онлайн-доски
«Padlet» для обратной связи с
учащимися с помощью интернет данного сервиса (предъявление домашнего задания и
контроль их выполнения, для проведения)
Примеры:
в) Лексические карточки по всем темам во всех
классах помощью сервиса «Quizlet-“https://quizlet.com/deutschonline/folders/kiez-2014
г) 3 урока –видеоконференция:
- с
учащием учащимися 7-х кл . по теме « Семья» ;
- с
учащием учащимися 8-х кл. по теме
«Одежда»;
- с
учащием учащимися 11-го кл .по
теме „Город или деревня ?»
2.Благодаря
участию в Международных проектах в
течении 5 лет, мною были созданы и размещены в этом учебном
блоге в помощь учащимся :
а) презентациии и
видеофильмы по темам во всех классах;
б) аудиотексты к
темам с монологами и диалогами ;
______________________________
2013-2014 год
Языковой молодежный центр в Германии
Проект
"Создание онлайн карточек для учебного процесса"
_______________________________
2012-2013 год
Языковой молодежный центр в Германии
Проект " Создание учебных фильмов"
Представление работы КИДа в городе Айслебен Генмания
___________________________________________________________
___________________________________________________________
2006-2007 учебный год
«Прием гостей из Германии».
Встреча школьников гимназии с руководителями детских образовательных учреждений Земли Саксония-Ангальт проходила за круглым столом исключительно на немецком языке в присутствии представителей ГОРОО, администрации гимназии и учителей иностранных языков .
В общении с членами делегации в количестве 10-ти человек приняло участие 23 учащихся 7-11классов. Школьники сердечно приветствовали гостей четверостишиями, которые были придуманы нами совместно специально для этой встречи.
Ученики 7кл. представили презентацию на немецком языке о нашей школе, директоре, учителях.
Старшие школьники рассказали о себе, гимназии, своих увлечениях, не стеснялись расспрашивать гостей об интересующих их вещах и уверенно отвечали на вопросы участников беседы с немецкой стороны .
В своих выступлениях они выражали также свое стремление побывать в Германии по разным причинам. Одни хотели найти друзей, чтобы применять полученные знания в общении. Других интересовала культура и традиции.
В завершении этой интересной встречи .школьники вручили каждому буклет с полной информацией о гимназии на немецком языке, текст которого также был переведен с русского языка с помощью учащихся 9-11классов классов.
В завершении этой значимой для гимназии встречи, члены немецкой делегации отметили, что учащиеся нашей гимназии в достаточной степени владеют коммуникативными навыками общения ,чтобы обойтись без услуг переводчика, сопровождавшего данную делегацию по многим учебным заведениям Мурманской области в поисках достойной школы для установления немецко- российских контактов.
Заинтересованность наших учащихся немецким языком ,их горячее желание поближе познакомиться с Германией и немецкими сверстниками, о чем они говорили в своих выступлениях, покорили наших гостей и с немецкой стороны по инициативе Кристианы Бранденбург, директора международного молодежного Центра отдыха города Гюнтерсберг, было предложено директору гимназии организовать школьный обмен между нашей гимназией и одной из школ немецкой Земли Саксония Ангальт.
Таким образом , мои учащиеся ,благодаря хорошим знаниям немецкого языка и умению быть коммуникабельным, и доброжелательным, открытым, приветливым во время общения с носителями языка , способствовали установлению контакта между Германией (Bundesland “Sachsen Anchalt”) и Россией“( г. Полярные Зори) , ибо итогом данной встречи явилось обоюдная договоренность о школьном обмен-
«Schüleraustausch».
Я считаю этот факт установления контакта в подобной форме и своим достижением и исполнением своей мечты, которую хранила в своем сердце с первых дней педагогической деятельности.
2007 - 2008
Немецкие школьники в гостях
2-6 октября 12 школьников из немецкого города Кведлинбург посетили город Полярные Зори.
Этот первый дружественный визит немецких детей в Заполярный Атомград положил начало новому молодежному проекту.
В ходе проекта планируется организовать обмен делегациями в целях установления дружественных связей между Россией и Германией и повышения уровня владения иностранными языками в молодежной среде.
Во время пребывания в городе энергетиков у гостей была насыщенная программа, в ходе которой они вместе с юными полярнозоринцами участвовали в спортивных мероприятиях, ходили в экологические туры, на экскурсии.
Главными же событиями стали ежедневные тематические вечера, подготовленные российской стороной, такие как вечер дружбы, творческий конкурс-соревнование в знании немецкого языка и исполнительском искусстве.
Все мероприятия проходили на немецком языке.
Поэтому северяне получили бесценный опыт общения со сверстниками и узнали много интересного о традициях и обычаях Германии. Дети обеих сторон не чувствовали барьеров в общении.
Отметим, что немецкие школьники проживали в семьях полярнозоринцев.
В марте планируется ответный визит учеников полярнозоринской гимназии №1 в Германию.
2008 - 2009
Поезда в Германию с ответным визитом
Заметка ученика Федулова
На весенних каникулах 2009 года группа учеников гимназии №1 города Полярные Зори отправилась в Германию по школьному обмену «Schuleraufstausch».
До Германии мы добирались поездом и самолетом. Мы прибыли в прекрасный город Берлин. В Берлине мы посетили такие достопримечательности как:
Kaiser-wilhelm-Gedächtniskirche, Nikolaiviertel, Fernsehturm, Reichstag и самую главную – BrandenburgerTor.
Дальше мы следовали по маршруту в город Gűntersberge, где нас разместили в международном лагере KIEZ.
Из этого лагеря мы каждый день выезжали на разные интересные экскурсии в разные города. Мы посетили такие города как: Gűntersberg, Leipzig, Quedlinburg, Hurz, Magdeburg, Wernigerode, Gernrode.
Каждый город имеет свою очень интересную историю и свою реликвию. И все это охраняется не только государством, но и самими жителями. Народ Германии не стесняется своей истории, и очень бережно относится ко всем историческим событиям, связанным с историей немецкого государства.
Народ учится на ошибках своих предков и делает все возможное, чтобы их не повторять. Так как отсутствие истории и не знание ее приводит к тому, что народ совершает одни и те же исторические ошибки, тем самым подвергая нацию к самоуничтожению.
Ребята, с которыми мы общались, вели себя очень культурно. Общение с ними доставляло удовольствие. Наша группа тоже постаралась показать себя с лучшей стороны.
Директору гимназии города Quedlindburg мы подарили книгу о России.
В международном лагере KIEZ мы устраивали угощение «Русский стол». После угощения нашими русскими яствами мы проводили разные конкурсы: танцевали, играли, пели. И в этих конкурсах принимали участие и наши немецкие друзья.
В международном лагере KIEZ мы устраивали угощение «Русский стол». После угощения нашими русскими яствами мы проводили разные конкурсы: танцевали, играли, пели. И в этих конкурсах принимали участие и наши немецкие друзья.
Эта программа им очень понравилась.
Наша группа и наши немецкие друзья остались довольны от организации такой программы – «Schüleraufstausch».
Вот на этой презентации вы сможете еще раз пережить с нами эти счастливые дни.
Вот на этой презентации вы сможете еще раз пережить с нами эти счастливые дни.
Наша группа выражает огромную благодарность всем, кто принял участие в организации данной программы «Schuleraufstausch». И большое спасибо нашему педагогу Терентьевой Светлане Викторовне, которая была все это время с нами и принимала активное участие в организации всех мероприятий, которые проходили в рамках программы «Schuleraufstausch».
2009 - 2010
Приезд немецкой делегации
Заметка ученицы 11 класса Левушкиной под руководством СВ Терентьевой.
В начале октября 2009 года в рамках международного проекта "Дружба - Freundschaft”. Группа немецких школьников из города Бланкенбург вместе с учителями русского языка Инесс и Марион посетили наш город.
Группу из Германии возглавил сотрудник международного лагеря KIEZгород Гюнтерсберг Кай, который 2 года тому назад, в числе других 10-ти представителей детских лагерей Саксония Ангальд, побывал в школах Заполярья, а также в Гимназии №1 города Полярные Зори.
Во время общения с немецкими коллегами за круглым столом , преподаватели 2-х стран смогли побеседовать на разные темы, общаясь как на немецком, так и на русском языках.
Во время встречи участники круглого стола обменялись сувенирами и сделали несколько памятных фото - и видеоснимков.
В свою очередь гимназисты познакомились с немецкими ровесниками и любезно показали им свой город энергетиков.Зарубежные друзья радовались 1-му снегу , так как в Саксонии он бывает крайне редко.
Именно поэтому всем гостям пришлись по душе стеклянные льдинки, полученные от полярнозоринцев в память о пребывании на Крайнем Севере России.Расставаясь с новыми друзьями, все по традиции сфотографировались в стенах Гимназии и обменялись адресами, чтобы в дальнейшем продолжить через интернет и почту.
Вывод. Итак, проект по обмену школьников в России и Германии в действии. Впереди новые встречи!!!
2010- 2011
2010- 2011
Немецкие школьники вновь посетили наши гимназию